Четыре класса трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость |
Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па.с, оС, не выше |
9 |
6,00-10,99 |
-35 |
12 |
11,00-13,99 |
-26 |
18 |
14,00-24,99 |
-18 |
34 |
25,00-41,00 |
-- |
Описание некоторых трансмиссионных масел:
Трансмиссионные масла класса вязкости 9
Continue Reading
Физико-химические свойства масел
Все смазки должны быть липкими, т.е. хорошо удерживаться на поверхности трения. Это свойство масел оценивают величиной коэффициента трения и размером износа поверхности трущейся пары.
- Очень важной характеристикой любой смазки является вязкость – это величина внутреннего трения при перемещении частиц смазки. Недостаточная вязкость масла приводит к повышению трения и нагреву; чрезмерно большая вязкость ведет к потерям мощности на трение, а, следовательно, к снижению КПД машин и механизмов.
Различают динамическую, кинематическую и условную вязкость.
Масла для автоматических трансмиссий
Жидкости для автоматических коробок передач (Automatic Transmission Fluid - ATF) наряду с тормозными жидкостями и жидкостями для гидроусилителей рулей, являются самыми специфическими продуктами автохимии. Если из двигателя слить моторное масло, то он запустится и некоторое время будет даже работать, а если же из автоматической коробки передач (АКП) удалить рабочую жидкость, то она моментально станет ни к чему не пригодным набором сложных механизмов.
К ATF предъявляются более высокие требования по вязкости, антифрикционным, антиокислительным, противоизносным и противопенным свойствам, чем к нефтепродуктам для других агрегатов. Поскольку автоматические коробки передач включают в себя несколько совершенно разных узлов - гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления - спектр функций масла очень велик: оно смазывает, охлаждает, защищает от коррозии и износа, передает крутящий момент и обеспечивает фрикционное сцепление. Средняя температура жидкости в картере автоматической коробки передач составляет 80-90ºС, а в жаркую погоду при городском цикле движения может подниматься до 150ºС.
Конструкция автоматической коробки такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, то ее избыток расходуется на внутреннее трение жидкости, которая еще больше нагревается. Высокие скорости движения жидкости в гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия для окисления жидкости и коррозии металлов. Разнообразие материалов в парах трения (сталь, бронза, металлокерамика, фрикционные прокладки, эластомеры) затрудняет подбор антифрикционных присадок, а также создает электрохимические пары, в которых при наличии кислорода и воды активизируется коррозионный износ. В таких условиях жидкость должна сохранять не только свои эксплуатационные свойства, но и как передающая крутящий момент среда обеспечивать высокий КПД трансмиссии.
Поэтому жидкость для автоматических трансмиссий называют именно ЖИДКОСТЬЮ, а не маслом. Казалось бы, какая разница - жидкость или масло? Однако будьте уверены: разница есть, и весьма существенная.
Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам, применяемая в странах СНГ
Группа |
Рекомендуемая область применения |
А |
Нефорсированные карбюраторные и дизельные двигатели |
Б1 |
Малофорсированные карбюраторные двигатели |
Б2 |
Малофорсированные дизельные двигатели |
В1 |
Среднефорсированные карбюраторные двигатели |
В2 |
Среднефорсированные дизельные двигатели |
В |
Универсальное моторное масло для среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, предъявляющих повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений |
Г1 |
Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих интенсивному окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению. |
Г2 |
Высокофорсированные дизельные двигатели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих интенсивному окислению масла, образованию всех видов отложений, |
Г |
Универсальное моторное масло для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей |
Д |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений |
Е |
Лубрикаторные системы смазывания цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы |
Классификация моторных масел по ГОСТ 17479.1 -85
Моторные масла используются для смазывания двигателей внутреннего сгорания. Они применяются в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и др. технике. Они предназначены в основном для снижения трения и износа сопряженных деталей и отвода от них тепла. Кроме того, они должны обладать эффективной нейтрализующей способностью в отношении образующихся при работе двигателя продуктов кислотного характера, высокой моющей и диспергирующей способностью, хорошими антиокислительными, антипенными, антикоррозионными и другими свойствами, предотвращающими снижение надежности работы двигателя и загрязнения окружающей среды.
Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая – цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья – прописными буквами – обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.
Обозначение моторных масел дано в ГОСТе 17479.1 -85.
В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы. Дробные классы указывают, что по вязкости при температуре минус 18оС масло соответствует классу, указанному в числителе, по вязкости при 100оС – классу, указанному в знаменателе.
В зависимости от области применения моторные масла делят на группы: А, Б, В, Г, Д, Е. Индекс 1 присваивают маслам для карбюраторных двигателей, индекс 2 – для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования, как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе – в карбюраторных двигателях.
1.2.2 Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам, применяемая в странах СНГ
Классификация минеральных масел по назначению
По назначению масла подразделяют:
- моторные масла – для поршневых двигателей внутреннего сгорания;
- трансмиссионные масла – для механических трансмиссий;
- гидравлические масла;
- индустриальные масла – для станков и механизмов;
- турбинные масла – для турбин;
- газотурбинные масла – для турбовинтовых и турбореактивных двигателей;
- цилиндровые масла – для поршневых паровых машин;
- приборные масла – для приборов и точных механизмов;
- компрессорные масла – для поршневых и ротационных компрессоров;
- холодильные масла – для холодильных машин;
- изоляционные масла, применяют в электротехнической промышленности и подразделяют на трансформаторные масла, конденсаторные масла и кабельные масла.
Внутри каждой группы масел их подразделяют по уровню вязкости и другим эксплуатационным свойствам.
Классификация масел API
Классификация смазочных материалов API впервые появилась в 1947 г. по инициативе Американского института нефти (API: American Petroleum Institute), который классифицировал смазочные материалы согласно уровню их функциональных свойств и вводил новые стандарты, когда это требовал американский авторынок.
API совместно с SAE разработали данную классификацию, разделив различные категории масел начиная с 1947 г. и до настоящего момента согласно их характеристикам и типам применяемых двигателей. Количество категорий не ограничено и институт API вводит новые категории каждый раз, когда автомобильный рынок выдвигает новые требования к маслам.
Условные обозначения:
первая буква обозначает применение смазочных материалов:
- масла для бензиновых двигателей обозначаются буквой S
- масла для дизельных двигателей - буквой C.
вторая буква обозначает уровень свойств масла.
Классификация SAE по вязкости для моторных масел по сравнению с ГОСТ
Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ и классификации SAE
SAE |
5W |
10W |
15W |
20W |
20 |
20 |
30 |
30 |
40 |
40 |
50 |
60 |
5W-20 |
10W-20 |
10W-20 |
10W-30 |
15W-30 |
15W-30 |
20W-30 |
20W-40 |
20W-40 |
ГОСТ |
3з |
4з |
5з |
6з |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
20 |
24 |
3з/8 |
4з/6 |
4з/8 |
4з/10 |
5з/10 |
5з/12 |
6з/10 |
6з/14 |
6з16 |
Классификация SAE J 306 для трансмиссионных масел
Для классификации трансмиссионных масел по вязкости наибольшее распространение и признание в мире получила система, разработанная Американским Обществом Инженеров - SAE. Она описывается стандартом SAE J306 "Классификация вязкости трансмиссионных масел для ведущих мостов и механических коробок передач" (Axle and Manual Transmission Lubricant Viscosity Classification). Вязкость масла выражается в условных единицах - степенях вязкости по SAE.
Спецификация SAE J306 используется производителями автомобильных трансмиссий при определении и рекомендации трансмиссионных масел для ведущих мостов и механических коробок передач, а также производителями масел при разработке новых составов, производстве и маркировке готовых продуктов,
Степени вязкости масел для механических трансмиссий (SAE J306 JUL98)
Классификация SAE J300 для моторных масел
Вязкость масла - это основной показатель качества, который является общим для всех масел. Для двигателя или любого другого механизма необходимо применять масла с оптимальной вязкостью, величина которой зависит от конструкции, режима работы и степени износа, температуры окружающей среды и других факторов.
В настоящее время единственной признанной в зарубежных странах системой классификации автомобильных моторных масел является спецификация SAE J300. SAE - это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости SAE (SAE Viscosity Grade - SAE VG). Численные значения степеней являются условными символами комплекса вязкостных свойств
Класс вязкости |
Динамическая вязкость, Па-с, не выше, при температуре, °С |
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2 |
Динамическая вязкость при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1, мПа-с, не ниже |
||
Имитация холодного пуска (CSS) |
Прокачиваемость |
Не ниже |
Не выше |
|
|
0W |
6200 при - 35°С |
60000 при -40°С |
3,8 |
- |
- |
5W |
6500 при - 30°С |
60000 при -35°С |
3,8 |
- |
- |
10W |
7000 при - 25°С |
60000 при - 30°С |
4,1 |
- |
- |
15W |
7000 при - 25°С |
60000 при -25°С |
5,6 |
- |
- |
20W |
9500 при - 15°С |
60000 при -20°С |
5,6 |
- |
- |
25W |
13000 при -10°С |
60000 при -15°С |
9,3 |
- |
- |
20 |
- |
- |
5,6 |
<9,3 |
2,6 |
30 |
- |
- |
9,3 |
<12,5 |
2,9 |
40 |
- |
- |
12,5 |
<16,3 |
2,9 (3,7) |
50 |
- |
- |
16,3 |
<21,6 |
3,7 |
60 |
- |
- |
21,9 |
26,1 |
3,7 |